Подписка на новости
Оформляешь страхование водителя? Найди проверенную компанию на bazarstrahovok.ru . Фреза концевая ласточкин хвост купить фрезы ласточкин хвост.

Энциклопедия владельца птицы

Подготовка птенцов журавлей к миграции с помощью сверхлегкой авиации


    Питомник Редких Видов Журавлей Окского (далее Питомник) заповедника участвует в работах по реинтродукции стерха с 1991 г. За это время было выпущено более 100 птиц, выращенных в Питомнике (Кашенцева, 2005). Птенцов, подготовленных методом костюмного и родительского воспитания, выпускали на местах гнездования, остановок во время миграции и зимовках (Сорокин и др., 2000). К сожалению, еще не получено документальных сведений о выживании реинтродуцированных стерхов. Численность же стерха в Западной Сибири вот уже около десяти лет колеблется в пределах десяти птиц. В Индии, в национальном парке Кеоладео, двух зимующих стерхов последний раз наблюдали  в 2001 г. (Харш Вардан, 2002).  На зимовку  в Иран последние несколько лет прилетают 3-1 птицы (Маркин, 2003, Задеган, 2007).


    Сложившаяся ситуация подвела к поиску и применению новых методов и подходов для пополнения природных популяций птицами, выращенными  в искусственных условиях. С 2001 г. американские ученые успешно применяют сверхлегкие летательные аппараты – дельталеты - для обучения новому пути миграции искусственно созданной популяции американского журавля (Grus americana) (Lishman at.al. 1996, Арчибальд, 2003). Птенцов,  воспитываемых костюмным методом, с самого рождения приучают к дельталету. Звук работающего мотора транслируют даже эмбрионам в яйцах перед вылуплением. Все значимые в жизни птенца моменты – кормление, прогулки, обучение полетам – проходят с применением дельталета. Постепенно аппарат становится для птенцов лидером и ведет их на зимовку. Опыт первых лет показал, что достаточно один раз показать птенцам путь пролета. Обратно на зимовку птенцы возвращаются самостоятельно.


    Первая попытка выращивания импринтированных на летательный аппарат птенцов стерха для обучения их миграции была предпринята в России в 2002 г. на территории Окского заповедника (Сорокин и др. 2002).


    Итальянский дельтапланерист - семикратный чемпион мира Анжело д’Ариго предоставил свой дельтаплан и сам участвовал в проекте в качестве единственного пилота. Проект, получивший название «Полет надежды», стартовал в июле на территории Окского заповедника. Недалеко от кордона Липовая гора, в пойме Оки были построены летние вольеры, рядом с ними располагалась взлетная дорожка для дельтаплана. Из питомника было отобрано 10 стершат, выращиваемых методом костюмного воспитания в возрасте от 33 до 65 дней. На первом этапе птенцов приучали к шуму мотора дельтаплана, запускали двигатель во время кормления. Птенцы быстро привыкали к облику дельтаплана и шуму его мотора. Два раза в день прогулки совмещались с кормлением около дельтаплана с включенным мотором.

    После того как птенцы перестали бояться дельтаплана, их приучали следовать за ним во время прогулок, поощряя при этом любимым кормом. Когда птенцы начали совершать первые полеты, с ними проводились тренировки, во время которых человек-костюм бегал с дельтапланом по взлетной площадке, провоцируя их к подъему на крыло. В конце июля состоялись первые полеты старшего птенца с дельтапланом.


    Однако, несмотря на то, что птенцы привыкли к дельтаплану и не боялись его, совместные полеты были непродолжительными – 1-2 минуты и носили спонтанный характер. Как только птенцов выпускали из вольер, они стремились сразу взлететь, пролетали небольшой круг и приземлялись к вольере. Такое поведение птенцы демонстрировали даже тогда, когда дельтаплан оставался на земле и не летел с ними. Если же птенцы и дельтаплан поднимались в воздух одновременно, то им удавалось пролететь некоторое расстояние вместе. Причем птенцы следовали своим курсом, и дельтаплану приходилось подстраиваться к их полету. Короткую дистанцию полета можно объяснить плохим состоянием здоровья птенцов. В этот сезон размножения большая часть молодняка питомника страдала рахитом – нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Признаки рахита – искривление пальцев, тяжелая походка, мышечная слабость – наблюдались уже с рождения и были обусловлены исходной неполноценностью яиц. С ростом птенцов патология усугублялась, проявляясь в искривлении костей ног, мышечной дистрофии, размягчении костной ткани клюва.  Птенцов приходилось постоянно лечить,  и физическое состояние тренируемых птиц было далеко от нормы (Пустовит, 2006).


    Весной 2006 г. работы по выращиванию птенцов для моторизированной миграции были продолжены. Тренировки с 4 птенцами стерха и 2 птенцами серого журавля были начаты в начале июня в Питомнике. Планировалось вырастить импринтированных на дельталет птенцов и провести их по маршруту миграции от места Кушеват (450 км южнее г. Салехард), по р. Обь, затем по р. Иртыш до г. Уват и далее сухопутным маршрутом до Белозерского заказника Тюменской области. Предстояло пройти маршрут в 1700 км в режиме реальной миграции, когда дельталеты и птица должны были перелетать по 100 - 150 км в день.

    Для этого проекта был использован мотодельтаплан (дельталет), кардинально отличающийся своими конструктивными особенностями от дельтаплана Анжело д’Ариго. Его дельтаплан представлял собой двенадцатиметровое крыло, которое несет на плечах человек. Двигатель вмонтирован в своеобразный рюкзак на полозьях, который одновременно крепится к крылу и к человеку.

   

    Ежедневные тренировки с нелетными птенцами в такой экипировке изнурительны и требуют от человека серьезной физической подготовки. Тем не менее, в воздухе такой аппарат очень удобен для тренировок, поскольку может лететь на минимальных скоростях, - 30-35 км/ч – необходимых при первых полетах с птенцами. Но главное, на дельтаплане возможно обучение птенцов  парящему полету с использованием термалей - теплых восходящих от земли потоков воздуха. Использование термалей является стратегическим способом миграционных перелетов журавлей в природе. Однако возможность полета на дельтаплане доступна только спортсменам, серьезно занимающимся дельтапланеризмом. Конструкция и изготовление такого дельтаплана производится только за рубежом.


    Другой сверхлегкий летательный аппарат дельталет представляет собой коляску на трех колесах. На эту основу закреплены двигатель, крыло и сиденье для пилота. На дельталете удобно проводить тренировки с нелетными птенцами, поскольку человек не несет на себе груза крыла и мотора. Дельталет прост в обращении, и наземные тренировки может проводить человек с  техническими навыками, не являющийся пилотом. Дельталеты разных моделей  выпускаются как в России, так и за рубежом. Но дельталет не может долго планировать,  используя термали. Птицы, ведомые им, вынуждены все время лететь в режиме активного машущего полета.  Соблюдение минимальных скоростей при полете дельталета для соблюдения скорости обучаемых птенцов также представляет собой проблему.


Прогулка с птенцами стерха на пойменном лугу на кордоне Липовая гора (Фото Т.А. Кашенцовой).      Птенцов, родившихся в конце мая – начале июня, выращивали методом костюмного воспитания (Панченко, Кашенцева, 1995). Суть метода в том, что птенцов воспитывает человек, облик которого максимально приближен к виду белого журавля за счет специального костюма и муляжа головы стерха. Воспитатель использует для общения с птенцами трансляцию гнездовых вокализаций стерха при помощи плеера. Территория выращивания птенцов изолирована от посещения посторонних. Первое время – 15-20 дней после вылупления, птенцов приучали к звуку работающего мотора. Дельталета в этот момент еще не было, и при кормлении рядом с птенцами запускали электродвигатель газонокосилки, имитируя звук мотора летательного аппарата. Некоторое время в течение ежедневных прогулок птенцов водили возле работающего двигателя. Поскольку пуховики журавлей боятся потерять родителей, они следовали за костюмом, несмотря на громкий шум двигателя. 

Тренировки птенцов серого журавля с дельталетом в Питомнике (Фото Т.А. Кашенцовой).
     19 июня в Питомник был доставлен дельталет, который  установили на поляне возле птенцового вольерного комплекса. Первые дни птенцов подводили для кормления и во время прогулок к неработающему аппарату. Если птенец  вел себя спокойно, «родитель» садился в кресло пилота и угощал его лакомством из клюва. Лишь после того, как птенцы привыкли к внешнему виду дельталета, те же манипуляции проводили возле него с работающим двигателем. В течение всего периода пребывания в Питомнике птенцы видели дельталет без крыла, которое первое время могло мешать тренировкам, пугая птенцов большими размерами. После того, как птенцы начали спокойно воспринимать дельталет, их стали приучать следовать за ним, поощряя при этом кормом. Неодинаковой оказалась первая реакция птенцов разных видов на дельталет. Поскольку работающий аппарат показали птенцам не с самого рождения, их первой реакцией был страх. Птенцы серых журавлей во время испуга бежали к костюмированному родителю, а поскольку костюм находился в непосредственной близости от дельталета, то птенцы привыкли к аппарату быстро и фактически сразу стали следовать за ним. Стершата же в момент паники бежали прочь от дельталета и костюма, пытаясь спрятаться. Их привыкание протекало дольше и с переменным успехом.

     Тренировки проводили два раза в день, как правило, в утренние и вечерние часы. Днем птенцы страдали от жары, аппетит был снижен, и они неохотно выходили из вольер даже за лакомство. Семерых журавлей удалось объединить в месячном возрасте, после чего их тренировали одновременно. Тренировка с каждым птенцом длилась 15-20 минут. Для полноценного роста и развития птенцов с ними совершали часовые прогулки в пойменный лес два раза в день.


    Во второй декаде июля птенцов перевезли на кордон Липовая гора. Здесь вдали от поселка на пойменном лугу для них были устроены стационарные вольеры, перед которыми располагалась взлетно-посадочная полоса для дельталетов. Птенцы могли видеть взлет и посадку аппарата и постепенно привыкали к новому поведению и виду будущего лидера. На новом месте тренировать птенцов начали на дельталете с крылом, к которому птенцы привыкли в первый же день. Тренировки проводили ежедневно – утром и вечером. Сначала они проходили по той же схеме, что и в Питомнике. Костюмированные родители водили птенцов по взлетной полосе за дельталетом. При этом скорость движения аппарата была разной. Птенцы могли тренироваться как в спокойном темпе прогулки, так и на повышенных скоростях, когда их стимулировали к пробежке, а позже и к взлету. Для того чтобы птенцы считали дельталет за единственного и главного лидера, участие второго «костюма» в тренировке постепенно сводили к минимуму. Выведя птенцов из вольеры, второй участник тренировки либо прятался, либо садился в дельталет пассажиром. После каждой тренировки птенцов отводили к ближайшему пойменному озеру, где обучали добывать естественные корма и проводили работу по объединению их в группу. Стершата продолжали демонстрировать агрессивное поведение до последних чисел июля. Только в возрасте около 40 дней птенцов объединили в группу и тренировали вместе. Однако вне тренировок и прогулок птенцы содержались, по-прежнему, в индивидуальных вольерах.

Тренировку с птенцами стерха на своем дельтаплане проводит Анжело д’Ариго на кордоне Липовая гора (Фото Т.В. Жучковой).     В возрасте 60 и 62 дней птенцы серого журавля совершили первые полеты во время тренировок. Сначала птенцы начали подлетывать за аппаратом, пролетая по нескольку метров. Потом, во время разгона дельталета птенцы взлетали, делали небольшой круг и садились к аппарату. В связи с этим тренировку общей группы пришлось прекратить, так как стершата еще не начали летать. Они не могли догнать серых журавлят и быстро теряли интерес к тренировке. Следует заметить, что птенцы стерха демонстрировали меньшую привязанность к воспитателю, чем птенцы серого журавля. Во время тренировок стершата часто отвлекались и уходили с взлетной полосы на луг и гуляли самостоятельно.

    Перед отправкой в Ямало-Ненецкий А.О. у двух птенцов стерха была замечена прогрессирующая хромота, поэтому тренировки с ними  были прекращены.  Эти птенцы выбыли из проекта.
Первые совместные с дельталетом полеты птенцов серого журавля на кордоне Липовая гора (Фото Н.С. Пустовит).
    Выращивание и воспитание птиц, способных следовать за летательным аппаратом – сложное и дорогостоящее дело. В ситуации со стерхом работа усложняется многими факторами. Необходимо получить птенцов с ранними сроками вылупления. Они должны как можно раньше встать на крыло, чтобы на активную фазу миграции было достаточно времени. Поведенческие особенности птенцов стерха также удлиняют процесс обучения. От рождения и до 1-2 месячного возраста специфичная агрессивность стерха не позволяет объединять птенцов, что требует дополнительного времени и пространства (индивидуальные вольеры и прогулки). В подростковом возрасте птенцы стерха демонстрирует независимое от «родителя» - костюмированного человека поведение, что также отсрочивает время наступления совместных полетов.

    Участие птенцов серых журавлей в работе имело положительное значение. Птенцы серого журавля были немного старше стершат, поэтому служили примером для подражания младших. Своим «послушным» птенцовым поведением они стимулировали стершат следовать за аппаратом. Птенцы серого журавля, как правило, всегда охотно следовали за дельталетом, по-видимому, получая удовольствие и от самого полета. Для стерхов же приходилось каждый раз менять тактику и мотивацию,  поощрять кормом или направлять дельталет к их излюбленному месту на болоте.

     Техническая часть такого сложного проекта требует внушительных финансовых вложений (Duff, 2006) и участия большого коллектива. Для  изоляции необходимы большие усилия, а ее соблюдение зачастую становится невозможным при транспортировке. Необходимо также усовершенствование стационарных вольер на кордоне, которые не защищали птенцов в полной мере от палящей жары и низких температур в ночное время. К тому же, в период снижения агрессивности нужна общая просторная вольера, в которой могла бы проходить социализация – установление иерархических связей в стае. Как показала практика, для летных тренировок на первой стадии нужны более легкие аппараты с большей площадью крыла, которые способны поддерживать минимальную скорость полета.

К.А. Постельных., Э.В. Антонюк

Статья вышла в сборнике трудов Окского заповедника 
 

Подготовка птенцов журавлей миграции с помощью сверхлегкой авиации //

 Мониторинг редких видов животных и растений и среды их обитания в Рязанской области.

Рязань. 2008. с. 145-150.


    ЛИТЕРАТУРА.

1. Арчибальд Дж. 2003. Миграция американских журавлей из Флориды в Висконсин // Бюллетень РГЖЕ, Вып. 6. М.: 20-21.

2. Кашенцева Т.А. 2005. Питомник редких видов журавлей: прошлое и настоящее // Окский заповедник: история, люди, природа. Рязань: 138-169.

3. Маркин Ю.М. 2003. Зимовка стерхов в Иране в 2002/2003 гг. // Бюллетень РГЖЕ, Вып.6. М.: 4-5.

4. Панченко В.Г., Кашенцева Т.А. 1995. Размножение журавлей в питомнике Окского заповедника // Тр. Окского биосф. гос. прир. запов., вып 19, Рязань: 256-270.

5. Пустовит Н.С., Постельных К.А, Кашенцева Т.А.. 2006. Нарушение обмена кальция у журавлей в неволе // Журавли Евразии 2, сборник трудов международной конференции «Журавли на рубеже тысячелетий», вып. 2, М., 276-284

6. Сорокин А.Г., Маркин Ю.М., Панченко В.Г., Шилина А.П. 2000. Современное состояние и работы по сохранению западной и центральной популяций стерха // Научный вестник. Вып. 4, Салехард: 74-84.

7. Сорокин А.Г., Ермаков А.М., Маркин Ю.М., Шилина А.П. 2002. Полет надежды. // Бюллетень РГЖЕ, Вып. 4-5. М.: 20-23.

8. Задеган С. С. 2007. Стерхи на зимовке в Иране 2005-2006 и 2006-2007 г. // Бюллетень РГЖЕ, Вып. 4-5. М.: 43.

9. Харш Вардан. 2002. Зимовка журавлей в Индии в 2001-2002 гг. // Бюллетень РГЖЕ, Вып. 4-5. М.: 12.

10. Joe Duff. 2006. Reintroduced Flock and 2005 Migration Wrap-up. // Information magazine. Winter 2006. Pp. 10 – 13.

11. William A. Lishman, Tighe L. Teets, Josepf W. Duff, William J.L. Sladen, Gavin G. Share, Kirk M. Goolsby, Wayne A. Bezner Kerr, and Richard P. Urbanek. 1996. A reintroduction technique for birds: leading Canada gees and isolation-reared Sandhill with ultralight aircraft // Proceeding of the seventh North American Crane Workshop. Chelsea, Michigan: 96-104.