Перейти к публикации
Yuri

Теория идентичных элементов при переносе научения, и ее применение

Рекомендованные сообщения

Yuri

«Что определяет нашу реакцию на ситуацию, с которой мы никогда не сталкивались? Ответ Э.Торндайка – реакция по аналогии: мы реагируем так же, как отреагировали бы на на схожую ситуацию, с которой мы сталкивались ранее. Количество переноса научения между подобной и незнакомой ситуацией определяется количеством элементов, которые у этих двух ситуаций являются общими. Это и есть знаменитая теория идентичных элементов переноса научения Торндайка.»
(Б.Хегенхан, М.Олсон. «Теории научения».)

 

Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949), американец, был одним из первых разработчиков подлинно-научной общей теории научения.

 

«Относительно того, сколько элементов должно совпадать в двух ситуациях, чтобы одинаковое поведение происходило в обоих случаях, Торндайк сказал следующее: «Это может быть грубо приравнено к ситуации, когда группа из четырех коней выбирает направление на развилке дороги в случае, когда четверка никогда ранее не ездила ни по одной из этих дорог как группа, но какая-то из лошадей или пара лошадей проделывала этот путь раньше. Предыдущая привычка [одной или двух лошадей – прим.], например, поворачивать налево, вынудит всю группу поехать именно по этой дороге.»
(Здесь же.)

 

В улучшении жизни птиц у нас дома, в общении с ними мы часто применяем теорию идентичных элементов при переносе научения, даже не подозревая об этом. Например:

 

1. Когда мы хотим научить попугайчика есть йогурт или кашку, а птичка не ест, мы добавляем (слегка вдавливаем) в новую еду знакомые семечки или орешки. Птичка узнает лакомство, начинает клевать семечки (для чего ей нужно подойти к кашке), потом нечаянно или преднамеренно прихватывает вместе с семечками немного кашки, распробывает ее и начинает есть саму кашку.

 

Один из самых остроумных способов научить птичку есть новую еду описан в сообщении http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=278755 . Остроумных потому, что в качестве незнакомого элемента выступает еда, которую попугайчику полезно есть, а в качестве узнаваемого – несъедобный предмет (игрушка, с которой птичка привыкла играть).

 

2. Когда мы выпустили попугайчика на прогулку, и хотим отнести его в клетку вечером, а он шарахается от руки, перелетает с одного места на другое по комнате, мы осторожно протягиваем ему жёрдочку (либо взятую прямо из его клетки, либо точно такую же). Птичка узнает жёрдочку, пересаживается на нее, и ее можно перенести в клетку.

 

3. Когда мы переселяем птичку в новую, более просторную клетку, мы переносим в нее все старые игрушки, кормушки, поилки и часть жёрдочек. Птичка узнает их и охотнее переходит в новую клетку.

 

Так хозяйка помогла птичке привыкнуть к переноске, в которой ее перевозила - см. сообщение с фотографиями: http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=375031

 

4. Когда мы хотим погладить птичку пальцами, а она еще не приручилась полностью и не дается, мы берем ее же выпавшее большое перо (маховое или хвостовое) и вначале гладим им. Птичка реагирует на свое перо спокойнее. С каждым разом перо последовательно «укорачивается» в пальцах, и однажды птичка позволяет погладить себя пальцем.

 


Всех приглашаю приводить другие примеры применения этой теории, взятые из личной практики!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мамакера

Подходит ли пример - судите сами, но ситуация такова: вороненок Карлуша долго жил в большой коробке, пока строился балконный вольер. Его выпускали "погулять" под присмотром и опять возвращали на место. Когда он первый раз попал в вольер - страшно перепугался, начал метаться и биться в стенки. Пришлось поставить ему в вольер его старую коробку, проделав в ней отверстие, чтоб он мог свободно из нее выходить. Теперь он спокойно исследует вольер, но во всех "сомнительных" для него ситуациях тут же прячется в свою коробку и только выглядывает из неё. Спит он там же, на своей привычной жердочке. Даже не знаю, как теперь убирать из вольера его "домик" :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Maf

как пример поглаживание пальцами: карелла хотела чтобы ее погладили, но боялась рук, поэтому когда она подсаживалась ко мне вплотную я перебирала ее перышки потоком воздуха, дуя аккуратно в шею, постепенно приближая лицо, потом погладила ее носом, через какое то время нос заменила пальцем, который находился рядом с лицом, возможно, это был не самый луший вариант приучения, потому что птица позволяла себя гладить, но когда обнаруживала, что трогают ее пальцем начинала шипеть и отходить в сторону.. когда появился второй попугай, который был сверхручным, и насмотревшись на его примере, что пальцами можно чесать шею, стала тоже позволять себя гладить.. но пальцам все равно не доверяет так сильно, как он.. зато берет из них еду и игрушки, но гладить позволяет себя не всегда..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
rozovaja_pantera

насчет погладить - с моей волнушкой никакие фокусы типа перышка или замены носа на палец не проходят. Гладить можно только носом, и всё тут. А насчет новых предметов, которых прежде она страшно боялась, могла неделями присматриваться, здесь проще - теперь мне достаточно постучать по ним или пальцем поскрести, и моя птаха тут же верит, что они безопасны, и идет изучать. И в клетку ее на жердочке не занесешь! Спать я ее загоняю словом "домой", одновременно беру в руки тряпку, которой накрываю клетку на ночь. Раньше ею махать приходилось, а теперь достаточно в руки взять. А утром, когда на работу иду, просто на ее глазах вставляю между прутьев зерновой хлебец, она очень любит их грызть, и птаха сразу забирается к клетку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Объявления




×
×
  • Создать...
© MyBirds.ru, 2003 - 2022

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.