Воспитание и дрессировка попугая
Используйте кликер в дрессировке Вашей птицы. Барбара Хайденрайх
Скрытое проявление поведения. Барбара Хайденрайх
Воспитание попугая. Игорь Маскин
Использование пищевого вознаграждения в дрессировке птиц. Барбара Хайденрайх
Воспитание и дрессировка птиц с помощью кликера. Главы из книги Мелинды Джонсон
Ого! Эта птичка уж точно умеет кричать! Барбара Хайденрайх
Моя птица всего боится. Барбара Хайденрайх
Что делать, если попугайчик хочет сгрызть вашу квартиру. Вероника Конькова (Омельченко)
Обучение «разговору» волнистого попугая
Пернатая ячейка общества. Наталья Негробова
Азбука поведения попугая. Сьюзен Фридман
Используйте кликер в дрессировке Вашей птицы





Барбара Хайденрайх / Barbara Heidenreich
Good Bird Inc.

www.Goodbirdinc.com

перевод с английского
Елены Туржевской / Helen T





Введение 

Наши попугаи-компаньоны всё время чему-то учатся у нас ...- фото Barbara Heidenreich     Когда люди слышат слова «дрессировка птиц», они обычно представляют себе попугаев-велосипедистов, попугаев, играющих в баскетбол или исполняющих по памяти песни. Однако дрессировка – это нечто гораздо большее, чем только лишь эффектные трюки. В действительности дрессировка - синоним обучения. Согласны мы с этим или нет, но все мы в какой-то степени дрессировщики. Наши попугаи-компаньоны всё время чему-то учатся у нас, хотя обычно мы даже не осознаём того, что сами влияем на поведение своей птицы.

     В этой статье мы рассмотрим основные принципы дрессировки и установим для себя, как они работают. Впоследствии Вы сможете использовать эти принципы для выработки у Вашей птицы полезных практических навыков (таких как движение вперёд, приучение заходить в переноску) или навыков различных трюков (таких как взмахи крыльями или разговорные реплики в нужный момент). Вы сможете также использовать их для решения проблем поведения.

     Существует множество различных трактовок дрессировки. По-научному дрессировку называют оперантным (инструментальным) обусловливанием. Согласно этому определению, в основе исполнения того или иного поведенческого навыка лежит выполнение или невыполнение какого-либо действия, впоследствии влекущее за собой стимулирование или антистимулирование. Например, ребёнок будет гораздо чаще прибирать в своей комнате, если усвоит, что за эту привычку будет получать по 20 долларов!

     Один из методов дрессировки, возможно, знакомый вам, – это дрессировка с применением кликера (в дальнейшем кликер-тренинг / прим. Helen T). Этот вид дрессировки, как и другие её виды, основывается на позитивном подкреплении, лежащем в основе формирования навыка. Термин «кликер-тренинг» образован от английского слова click, означающего щёлкающий звук, используемый в дрессировке для того, чтобы дать понять животному, в какой момент оно сделало что-либо правильно. Звук щелчка при этом тесно связан с тем, что приятно животному. Таким образом, животное запоминает, что со звуком щелчка связаны позитивные последствия. Приспособление, которое обычно используют для получения щёлкающего звука, – это небольшая пластиковая коробочка, легко умещающаяся в руке. Внутри коробочки находится металлическая пластина. При надавливании большого пальца на металлическую пластину возникает звук. Кликеры можно приобрести в большинстве магазинов зоотоваров. Обычно их можно найти в отделе дрессировочного инвентаря для собак. Кликеры имеются в наличии и в Интернет-магазинах. Адреса двух сайтов, продающих кликеры:
www.mytrainingstore.com и www.clickertraining.com.

     Некоторые дрессировщики используют кликер, потому что звук, который он производит, всегда один и тот же. Это очень помогает избежать неудачи при дрессировке одной и той же птицы разными людьми, ведь наши индивидуальные подходы часто существенно отличаются. Использование кликера может помочь сохранить манеру общения и избежать непонимания. Кроме того, установлено, что щелчок кликера стимулирует строго определённую область головного мозга. Такая стимуляция во время обучения потенциально укрепляет навык.

     Хотя некоторые дрессировщики считают кликер стимулирующим фактором, очень эффективным в определенных случаях, существует одна проблема, осложняющая применение кликера: затруднительно держать на одной руке птицу, а в другой руке кликер. Другой недостаток состоит в том, что иногда кликера может не оказаться под рукой в тот момент, когда он нужен. По этой причине многие дрессировщики вместо щелчка кликера используют слово, например, «хорошо» или «да», чтобы отметить момент, когда животное правильно выполнило упражнение.

     Что предпочесть: использовать в дрессировке кликер, слово или свист – каждый дрессировщик решает для себя сам. Множество различных видов ориентировочных знаков могут довольно-таки успешно применяться при выработке навыка. Какой из них важнее – это поможет установить изучение механизма действия кликера и другого ориентировочного знака при условии правильного их применения. 

     Предметы, применяющиеся для формирования связывающего стимула: 3 вида кликеров, свисток и лазерный фонарик - фото Barbara HeidenreichИспользуете Вы кликер или нет, удовлетворяет ли Вас результат оперантного обусловливания, изменения навыка или просто дрессировки – все эти принципы работают. Понимание и применение этих понятий может открыть дверь в пленительный мир влияния на поведение Вашего попугая нужным Вам образом.

Основные инструменты дрессировки

     Кроме того, что дрессировка является синонимом обучения, она является также одной из форм общения. Основные компоненты дрессировки образуют особый язык, при помощи которого мы можем донести до животного свои желания и намерения. Рассмотрим несколько понятий, которые помогут нам определить, с чего начать.

     Команда. Cигнал о том, чего вы хотите, подаваемый животному. Многие дрессировщики используют словесные команды или жесты. 

     «Мостик» или связывающий стимул. Некий сигнал или знак, показывающий, что животное выполнило какую-либо команду верно. Этот сигнал подают животному в промежутке между верным  выполнением команды и позитивным вознаграждением. Примеры «мостиков»: щелчок кликера, свист, слово «хорошо» или поглаживание.  

Для попугая-компаньона позитивным вознаграждением может быть...поглаживание головы - фото Barbara Heidenreich     Позитивное вознаграждение. Что-либо, что животное любит и желает заработать. Позитивное вознаграждение следует за демонстрацией навыка и увеличивает вероятность повторения навыка. Для попугая-компаньона позитивным вознаграждением может быть пища , почёсывание головы или какие-либо другие формы одобрительного внимания. Важно быть уверенным в том, что использование какого-либо из названных вознаграждений будет осознано и воспринято Вашей птицей как поощрение.

     Формирование навыка через поэтапное приближение. Рассматривая выработку желательного навыка, возможно разбить занятие на небольшие этапы. Каждый этап должен быть пройден до конца, прежде чем  можно будет приступить к следующему этапу. В итоге все этапы вместе приводят к конечному желаемому навыку. Довольно часто для выработки навыков используют метод приближения.  Этот метод может быть использован, чтобы обучить птицу идти на руку (как к владельцу, так и к незнакомцу), идти на весы, в переноску, взмахивать крыльями и для выработки многих других навыков.

     Дрессировка на основе поэтапного приближения напоминает танец с птицей. Вы можете сделать несколько шагов вперёд, но, если Ваша птица ещё не уверена в себе, всё закончится тем, что Вам придётся сделать шаг назад. Вы можете побыть недолго на стадии этого шага, а затем постараетесь снова продвинуться вперёд. Происходят непрерывные шлифовка и регулирование навыка в соответствии с потенциалом Вашей птицы, и со временем Вы сделаете гораздо больше шагов вперёд, чем сделали назад, а Ваша птица усвоит то, чему Вы стремились её научить. Это весьма замысловатый танец, и дрессировщик птицы ведёт в этом танце. Это оттачивает Ваше мастерство и всегда поддерживает в тонусе Ваши мысли. Такая дрессировка очень редко надоедает. Каждый вид, каждый индивидуум, каждый навык вносят свои коррективы в программу дрессировки.

     «Схватывание» навыка. Эта дрессировочная стратегия основывается на том, что Вы можете неожиданно застать Вашу птицу за выполнением упражнения, исполнения которого Вы добиваетесь,  в противоположность  формированию навыка методом поэтапного приближения. «Схватывание» обычно используют при обучении птицы разговору.

Первым шагом является попытка создать такую ситуацию, в которой птица исполнит лишь небольшую часть будущего навыка - фото Barbara Heidenreich Выработка навыка

     Обратимся теперь к средствам вышеописанной выработки навыка. Первый шаг – определиться, какой именно навык Вам хотелось бы выработать. Если в Ваши планы входит дрессировка на основе поэтапного приближения, будет хорошо, если Вы станете подробно записывать каждый этап, который собираетесь пройти. Это поможет Вам заранее увидеть процесс дрессировки. Правильным будет также заранее определиться с сигналом для выработки навыка, связывающим стимулом и видом позитивного вознаграждения. 

     Если... птица делает шаг к руке, Вы её Вначале Ваш сигнал непонятен птице. Поэтому первым шагом является попытка создать такую ситуацию, в которой птица исполнит лишь небольшую часть будущего навыка. Например, когда Вы обучаете птицу идти на руку с использованием позитивного вознаграждения, Вы подманиваете её подсолнечным семечком. Если при этом птица делает шаг к руке, Вы её «привязываете» (давая сигнал-«мостик») и награждаете семечком. В то время как птица совершает шаг по направлению к руке, может быть дан сигнал, который станет для птицы вербальным сигналом, побуждающим её шагнуть. Возникает ассоциативная связь между сигналом и движением к руке. Со временем у птицы образуется прочная связь между командой «вперёд» и движением к руке. В конце концов, цель состоит в том, чтобы постепенно устранить фазу визуальной концентрации на поощрении в виде семечка, оставив только сигнал.

     Когда отработанный навык является результатом использования инструментов дрессировки, из этого следует:

1. Владелец попугая-компаньона подаёт сигнал.
2. Птица демонстрирует навык или приближается к желаемому моменту его демонстрации.
3. Существует связь («мостик»), созданная владельцем попугая-компаньона, для корректной демонстрации навыка или приближения к ней.
4. Владелец попугая использует позитивное вознаграждение.
5. Этот процесс повторяется, и к моменту выработки навыка все этапы приближения к навыку складываются. 

Вы можете постепенно отказаться от использования связывающего стимула - фото Barbara Heidenreich      Когда Ваша птица пройдёт через все этапы приближения к навыку и прочно усвоит, что сигнал служит для представления конкретного действия, Вы можете постепенно отказаться от использования «мостика». «Мостик» – это хороший инструмент, способный помочь сообщить о том, что является желаемым. Однако в какой-то момент может закрепиться нежелательный навык. Если у птицы имеются проблемы с конкретным навыком или с обучением новому навыку, Вы всегда можете вновь вернуться к «мостику».

     Я не рекомендую отказываться от позитивного вознаграждения. Если Вы не следуете этой рекомендации, со временем Ваша птица утратит мотивацию к выполнению навыка. Помните, позитивные поощрения усиливают вероятность того, что Ваша птица будет выполнять навык, а негативные или не имеющие никакого значения поощрения снижают вероятность этого. 

     Движение вперёд по команде за положительное вознаграждение - это замечательная возможность построить хорошие взаимоотношения с Вашей птицей - фото Barbara Heidenreich Движение вперёд по команде за положительное вознаграждение – это замечательная возможность построить хорошие взаимоотношения с Вашей птицей. Позитивное вознаграждение в силах привить птице много других навыков, способных сделать жизнь попугая рядом с людьми счастливой и гармоничной. Например, Вы можете научить Вашего попугая взаимодействовать с другими людьми, идти в дорожный контейнер, на весы, возвращаться в замкнутое пространство клетки, носить предметы в клюве, избавиться от привычки кричать или кусаться и многому другому.

     Кроме всего прочего, следует знать, что дрессировка - это просто очень весело! Обучение новому навыку стимулирует попугая-компаньона умственно и физически. Не секрет, что попугаи – одни из самых интеллектуальных животных на Земле. Использование возможности упражнять их мозг очень обогащает их жизнь рядом с вами. Следующий пример опишет этапы, которые владелец попугая-компаньона может использовать при обучении птицы приносить предмет. Всё это также может служить хорошим примером практического применения принципов дрессировки.

Посадите птицу на недлинную жёрдочку (приблизительно длиной 1 фут = 32,5 см). Это будет неким пределом, чтобы птица могла выбрать, куда ей идти - фото Barbara Heidenreich Дрессировка навыка подавать предмет

1. Посадите птицу на недлинную жёрдочку (приблизительно длиной 1 фут = 32,5 см). Это будет неким пределом, чтобы птица могла выбрать, куда ей идти.
2. Предложите птице взять из Ваших рук небольшую игрушку, например, крупную пластиковую бусину, или другой небольшой, но достаточно тяжёлый предмет. Обычно птицы с любопытством берут в клюв подобные предметы. Если птица откажется взять бусину, попробуйте положить на неё сверху кусочек лакомства – возможно, после этого птица хотя бы дотронется клювом до бусины. По вышеописанному сценарию дрессировки, то, что попугаю предлагают бусину является визуальным сигналом (со временем Вы сможете предлагать попугаю и другие предметы), но Вы можете использовать и словесную команду, например, «возьми». «Мостик» и закрепляющий стимул в данном случае – то, что птица прикасается к бусине клювом. Навык продолжает формироваться до того момента пока птица не поднимет бусину.
3. Поднесите под клюв птицы небольшую чашку – в конце концов птице надоест держать бусину и она её бросит. Поймайте бусину чашкой. Примените связывающий стимул, который Вы выбрали, когда бусина коснётся дна чашки. Таким стимулом может быть один щелчок кликера или произнесённое Вами слово «хорошо». Выберите вид связывающего стимула, который Вы будете использовать, заранее, до начала дрессировки. После того, как связывающий стимул применён, дайте птице позитивное подкрепление. Позитивным подкреплением может быть подсолнечное семечко или другое угощение. Другой формой позитивного подкрепление может быть почёсывание головки или другое проявление внимания. Очень важно убедиться, что для Вашей птицы все эти виды подкрепления являются позитивными.
4. Повторите этот процесс несколько раз.
5. После нескольких репетиций переверните чашку донышком вверх. Вероятнее всего, птица не станет ронять бусину в чашку. Если же она всё-таки сделает это, не применяйте связывающий стимул и подкрепление. Дайте птице бусину вновь. Дайте птице вновь совершить промах и не давайте подкрепления один или два раза.
6. Затем вновь постарайтесь поймать чашкой бусину. Примените связывающий стимул и закрепите результат.
7. Снова переверните чашку. Если птица не станет ронять бусину, дайте ей большее подкрепление, чем обычно. Если же она ошибётся, вернитесь к этапу 3 и вновь дойдите до этапа 5. Повторяйте весь процесс до того момента, когда птица поймёт, что её ожидает вознаграждение только тогда, когда бусинка попадает в чашку.
8. Однажды, когда птица уже осознает, что бусина должна падать в чашку, начните отодвигать чашку подальше. Вы должны отдавать себе отчёт в том, что, возможно Вам придётся вновь вернуться к этапам 3-7. Но зато со временем Вы сможете подавать птице бусину, когда она находится на одном конце жёрдочки, а чашку располагать на другом.
9. Рано или поздно эта концепция будет осознана Вашей птицей, тогда Вы сможете переключить её на какой-нибудь другой предмет. Когда Вы будете к этому готовы, Вам снова нужно будет подносить чашку под клюв птицы и ловить предмет. Постепенно чашка будет удаляться. Этот этап следует пройти по возможности быстрее. Когда же будет пройден и этот этап обучения, постарайтесь переместить птицу и чашку на другую поверхность, например, на плоскую поверхность стола. Вам вновь придётся повторить этапы 3-7. В результате умение птицы примет общие очертания и перерастёт в навык манипуляции различными предметами в различной обстановке.

Выработка вокальных навыков

     Если птица способна копировать звуки, обучить её разговорным фразам довольно легко. Все попугаи обладают способностью имитировать звуки, но не все хотят это делать. Нижеприведённая стратегия не гарантирует Вам, что птица непременно заговорит. Тем не менее, повторение слов и звуков может помочь научить Вашу птицу копировать Вас. К тому же, привязка позитивного подкрепления к выработке навыков разговора может помочь в этом, но с самого начала важно утвердиться в мысли, что Вы любите своего попугая вне зависимости от того, будет он говорить или нет. 

     Обучая разговорному навыку, применим стратегию Обучая разговорному навыку, применим стратегию «схватывания». Согласно этому методу, первым шагом является «подлавливание» Вашей птицы в момент произнесения того звука, который Вам бы хотелось слышать от неё впоследствии. Вот как это делается:

1. Дайте Вашей птице прослушать звук, который вы бы хотели от неё услышать. Исключите путаницу со звуками, сконцентрируйтесь лишь только на единственном звуке в определённый момент времени. Когда птица усвоит один звук или слово, можно переходить ко второму.
2. Точно в момент, когда Вы слышите тот звук, которого добивались, используйте «мостик», чтобы дать понять птице, что это именно то, чего вы хотели. Это будет очень полезно, но только если «мостик» будет понятен Вашей птице. Вы будете в состоянии дать птице «мостик», даже если вы в данный момент находитесь не рядом с птицей. Запомните, «мостик» для выработки желаемого звука должен быть применён в промежутке между тем, как птица верно выполнила упражнение, и моментом, когда Вы даёте позитивное подкрепление. Это даст Вам время дойти до птицы, когда это необходимо, даже если Вы находитесь далеко.
3. Сразу же, следом за «мостиком», дайте птице лакомство или примените другое позитивное подкрепление.
4. Повторяйте этапы 1-3 до тех пор пока птица не начнёт произносить нужный звук часто.
5. Выберите слово (команду), которое птица будет воспринимать как сигнал к тому, чтобы издать необходимый звук.
6. Когда Ваша птица начнёт произносить нужный звук регулярно, старайтесь вставить свой сигнал непосредственно перед произнесением звука. Щедро применяйте позитивные подкрепления, если птица произносит нужный звук (слово) после Вашей команды.
7. Постепенно прекращайте вознаграждать птицу за нужный звук, издаваемый просто так. Применяйте подкрепление только тогда, когда желаемый звук следует за Вашей командой.

Заключение
Понимание нескольких простых концепций дрессировки... поможет... создать ту удивительную связь, которая может возникнуть только при использовании позитивного подкрепления - фото Barbara Heidenreich
     Как видите, дрессировка попугая – это совсем не так трудно. Понимание нескольких простых концепций может помочь владельцу попугая-компаньона проложить путь к множеству открытий. Это не только позволит сделать дрессировку увлекательным времяпрепровождением, но и поможет заложить у попугая хорошие привычки, создать ту удивительную связь, которая может возникнуть только при использовании позитивного подкрепления. Я надеюсь, что каждый из вас откроет для себя преимущества дрессировки попугая-компаньона с помощью позитивного подкрепления. Сделайте попытку!






Copyright 2005. Good Bird, Inc.
Впервые опубликовано в
Parrot Chronicles, 1-ый выпуск, зима 2005. Переведено и опубликовано с согласия Good Bird Inc.

Барбара Хайденрайх – профессиональная дрессировщица животных с 1990 года. Владеет и управляет компанией
Good Bird, Inc., обеспечивающей деятельность объединения компаньонов попугаев и различную продукцию для дрессировки, включающую в себя журнал Good Bird, книги, видеопособия, консультации специалистов и курсы изучения поведения и дрессировки птиц. Является автором книг “Good Bird! A Guide to Solving Behavior Problems in Companion Parrots” издательства  Avian Publications и “The Parrot Problem Solver. Finding Solutions to Aggressive Behavior” издательства TFH Publications. Является Президентом International Association of Avian Trainers and Educators.

Барбара Хайденрайх проводит консультации по поведению животных, дрессировочную работу в зоопарках и оказывает другие услуги, связанные с дрессировкой животных. Она специализируется на дрессировке свободно летающих птиц. В соавторстве с ней разработано более чем 15 различных образовательных программ по занятиям со свободно летающими птицами. В настоящее время Барбара также продолжает консультировать зоопарки, природные центры и другие подобные учреждения через другую её компанию
Animal Training and Consulting Services. Все эти годы она дрессирует животных, тренирует персонал, а также представляет шоу в различных странах мира.

опубликовано 26.12.2006

Вид: Серая цапля
Латинское название: Ardea cinerea
Ареал: Евразия, частично Африка
Статус: Вызывающие наименьшие опасения (LC)

Выставки, встречи, семинары

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
КУПЛЮ:
ПРОДАМ:
ВОЗЬМУ:
ОТДАМ:

Рейтинг@Mail.ru

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной гиперссылки на сайт обязательно.

Главная FAQ Форумы Дневники Файлы О проекте Контакты Карта сайта

Администрация портала

Дизайн - Алеся Шакина

Интеграция - qsoft.ru

© MyBirds.ru, 2003 - 2013