Yuri Опубликовано 10 сентября, 2007 #1 Опубликовано 10 сентября, 2007 «Что определяет нашу реакцию на ситуацию, с которой мы никогда не сталкивались? Ответ Э.Торндайка – реакция по аналогии: мы реагируем так же, как отреагировали бы на на схожую ситуацию, с которой мы сталкивались ранее. Количество переноса научения между подобной и незнакомой ситуацией определяется количеством элементов, которые у этих двух ситуаций являются общими. Это и есть знаменитая теория идентичных элементов переноса научения Торндайка.»(Б.Хегенхан, М.Олсон. «Теории научения».) Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949), американец, был одним из первых разработчиков подлинно-научной общей теории научения. «Относительно того, сколько элементов должно совпадать в двух ситуациях, чтобы одинаковое поведение происходило в обоих случаях, Торндайк сказал следующее: «Это может быть грубо приравнено к ситуации, когда группа из четырех коней выбирает направление на развилке дороги в случае, когда четверка никогда ранее не ездила ни по одной из этих дорог как группа, но какая-то из лошадей или пара лошадей проделывала этот путь раньше. Предыдущая привычка [одной или двух лошадей – прим.], например, поворачивать налево, вынудит всю группу поехать именно по этой дороге.»(Здесь же.) В улучшении жизни птиц у нас дома, в общении с ними мы часто применяем теорию идентичных элементов при переносе научения, даже не подозревая об этом. Например: 1. Когда мы хотим научить попугайчика есть йогурт или кашку, а птичка не ест, мы добавляем (слегка вдавливаем) в новую еду знакомые семечки или орешки. Птичка узнает лакомство, начинает клевать семечки (для чего ей нужно подойти к кашке), потом нечаянно или преднамеренно прихватывает вместе с семечками немного кашки, распробывает ее и начинает есть саму кашку. Один из самых остроумных способов научить птичку есть новую еду описан в сообщении http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=278755 . Остроумных потому, что в качестве незнакомого элемента выступает еда, которую попугайчику полезно есть, а в качестве узнаваемого – несъедобный предмет (игрушка, с которой птичка привыкла играть). 2. Когда мы выпустили попугайчика на прогулку, и хотим отнести его в клетку вечером, а он шарахается от руки, перелетает с одного места на другое по комнате, мы осторожно протягиваем ему жёрдочку (либо взятую прямо из его клетки, либо точно такую же). Птичка узнает жёрдочку, пересаживается на нее, и ее можно перенести в клетку. 3. Когда мы переселяем птичку в новую, более просторную клетку, мы переносим в нее все старые игрушки, кормушки, поилки и часть жёрдочек. Птичка узнает их и охотнее переходит в новую клетку. Так хозяйка помогла птичке привыкнуть к переноске, в которой ее перевозила - см. сообщение с фотографиями: http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=375031 4. Когда мы хотим погладить птичку пальцами, а она еще не приручилась полностью и не дается, мы берем ее же выпавшее большое перо (маховое или хвостовое) и вначале гладим им. Птичка реагирует на свое перо спокойнее. С каждым разом перо последовательно «укорачивается» в пальцах, и однажды птичка позволяет погладить себя пальцем. Всех приглашаю приводить другие примеры применения этой теории, взятые из личной практики!
Мамакера Опубликовано 4 августа, 2008 #2 Опубликовано 4 августа, 2008 Подходит ли пример - судите сами, но ситуация такова: вороненок Карлуша долго жил в большой коробке, пока строился балконный вольер. Его выпускали "погулять" под присмотром и опять возвращали на место. Когда он первый раз попал в вольер - страшно перепугался, начал метаться и биться в стенки. Пришлось поставить ему в вольер его старую коробку, проделав в ней отверстие, чтоб он мог свободно из нее выходить. Теперь он спокойно исследует вольер, но во всех "сомнительных" для него ситуациях тут же прячется в свою коробку и только выглядывает из неё. Спит он там же, на своей привычной жердочке. Даже не знаю, как теперь убирать из вольера его "домик"
Maf Опубликовано 12 марта, 2009 #3 Опубликовано 12 марта, 2009 как пример поглаживание пальцами: карелла хотела чтобы ее погладили, но боялась рук, поэтому когда она подсаживалась ко мне вплотную я перебирала ее перышки потоком воздуха, дуя аккуратно в шею, постепенно приближая лицо, потом погладила ее носом, через какое то время нос заменила пальцем, который находился рядом с лицом, возможно, это был не самый луший вариант приучения, потому что птица позволяла себя гладить, но когда обнаруживала, что трогают ее пальцем начинала шипеть и отходить в сторону.. когда появился второй попугай, который был сверхручным, и насмотревшись на его примере, что пальцами можно чесать шею, стала тоже позволять себя гладить.. но пальцам все равно не доверяет так сильно, как он.. зато берет из них еду и игрушки, но гладить позволяет себя не всегда..
rozovaja_pantera Опубликовано 25 марта, 2009 #4 Опубликовано 25 марта, 2009 насчет погладить - с моей волнушкой никакие фокусы типа перышка или замены носа на палец не проходят. Гладить можно только носом, и всё тут. А насчет новых предметов, которых прежде она страшно боялась, могла неделями присматриваться, здесь проще - теперь мне достаточно постучать по ним или пальцем поскрести, и моя птаха тут же верит, что они безопасны, и идет изучать. И в клетку ее на жердочке не занесешь! Спать я ее загоняю словом "домой", одновременно беру в руки тряпку, которой накрываю клетку на ночь. Раньше ею махать приходилось, а теперь достаточно в руки взять. А утром, когда на работу иду, просто на ее глазах вставляю между прутьев зерновой хлебец, она очень любит их грызть, и птаха сразу забирается к клетку.
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти