Энциклопедия владельца птицы

Aнжело д'Арриго и полёты с журавлями "Полёт Надежды"

Анжело д'Ариго в полёте с птенцами стерха    Первый опыт миграции птенцов канадской казарки (Branta canadensis) совместно с мотодельтапланом состоялся в 1993 году в США. А два года спустя там же начались эксперименты моторизированной миграции с канадскими журавлями. Применение этого метода интродукции дало хорошие результаты. Птенцы, ведомые дельтапланом к местам зимовок, возвращались весной на места гнездовий самостоятельно.


Итальянский дельтапланерист Анжело Д Ариго, быстро обрел контакт с птенцами.    С 2001 г. на территории национального парка Нисида в штате Висконсин начат эксперимент по обучению американских журавлей новому пути миграции. Операция миграция - один из семи участников западного партнерства, работающих над восстановлением практически угасшей в 1940-е годы популяции американского журавля. В то время на Северо-Американском континенте, где обитал этот вид, осталось всего 15 птиц.

прочитать о проекте "Операция Миграция" ...


   В 2002 г. в России была предпринята первая попытка опробовать этот метод на стерхах. Птенцам, импринтированным на дельтаплан, предстояло пролететь через Западную Сибирь от притока реки Оби – реки Кушеват до Белозерского заказника Тюменской области расположенного  рядом с  границей с Казахстаном.


Тренировки с птенцами,  без полетов проводили сотрудники заповедника.    Итальянский дельтапланерист, семикратный чемпион мира Анжело Д’Ариго, предоставил свой дельтаплан и сам участвовал в проекте в качестве единственного пилота. Проект получивший название «Полет надежды» стартовал в июле на территории Окского заповедника. В пойме Оки были построены летние вольеры, рядом с ними располагалась взлетная дорожка для дельтаплана. Из питомника было отобрано 10 стершат, выращиваемых изолированным методом, в возрасте от 33 до 65 дней. На первом этапе птенцов приучали к шуму мотора дельтаплана, запускали двигатель во время кормления. Птенцы быстро привыкали к облику дельтаплана и шуму его мотора.

Приземление. Анжело приземляется рядом с вольерами.    Два раза в день прогулки совмещались с кормлением около дельтаплана с включенным мотором.


Участники проекта, научные сотрудники ОГЗ Постельных К.А. и Постельных Т.В.   После того как птенцы перестали бояться дельтаплана, их приучали следовать за ним во время прогулок, поощряя при этом любимым кормом. Когда птенцы начали совершать первые полеты, с ними проводились упражнения, во время которых человек-костюм бегал с дельтапланом по взлетной площадке, провоцируя их к подъему на крыло. В конце июля состоялись первые полеты старшего птенца с дельтапланом.


Тренироваться с птенцами начали поздновато. Анжело долго ехал к нам из Италии.  К моменту отправки в Сибирь с дельтапланом начали летать только два птенца - Дон и Енисей.    В середине августа экспедиция двумя группами отправилась в Западную Сибирь. Для полетов с дельтапланом были выбраны 6 наиболее сильных птенцов. До г. Салехард птенцы проделали путь в специальных транспортных боксах по маршруту: Брыкин Бор – Москва автотранспортом, из Москвы до Салехарда - на самолете. Далее вертолетом до поселка Кушеват, откуда  экспедиция двинулась по р. Оби на барже. Во время остановок совершались прогулки с птенцами и тренировочные полеты.


На одной из стоянок. Анжело Д Ариго и директор ОГЗ  Ю.М. Маркин.    Вторая группа птенцов и участников экспедиции проследовала маршрутом Москва – Тюмень самолетом, а оттуда до Белозерского заказника – автомобилем. Птенцы быстро освоились на острове посреди озера Белое – месте массовых скоплений на пути миграции серого журавля и других водоплавающих и околоводных птиц. Буквально через неделю молодые стерхи стали совершать суточные миграции вместе с дикими серыми журавлями, улетая с ними на кормежку на сельскохозяйственные поля и возвращаясь на безопасную ночевку на остров.


К завершению экспедиции за дельтапланом следовали уже 5 птиц. Но полеты эти были лишь локального характера. На дальние дистанции птенцы лететь не могли. Пройдя на барже по р. Оби и на остановках устраивая тренировочные полеты, участники миграции прибыли в конечный пункт -  Белозерский заказник Тюменской области.    Через месяц полетная часть экспедиции прибыла в Белозерский заказник. Погода стояла лётная. Состоялись тренировочные полеты, во время которых птенцы следовали за дельтапланом.


    По окончании работ с дельтапланом, трех наиболее сильных птенцов оставили на острове для объединения с уже адаптировавшейся четверкой стерхов. Первое время птенцы держались порознь, но на пятый день были замечены в общей группе и до отъезда экспедиции 25 сентября птенцы держались вместе. В начале октября, по сообщению сотрудников заказника, стерхи вместе со стаей серых журавлей включились в миграцию. 


журавли и Анжело д'Ариго    Сейчас ведется подготовка к следующему этапу «Полета надежды». Предстоит собрать команду людей, одержимых идеей восстановления центральной популяции стерха, число птиц в которой в настоящее время вряд ли превышает два десятка. Необходимо найти спонсоров проекта, обучить российских пилотов, детально разработать путь пролета, найти удобные места остановок… Дерзкий проект, большие проблемы....


Кирилл Постельных

автор фотографий, Aнжело д'Арриго

Анжело д'Ариго осваивает воздушное пространство Западной Сибири. (автофотопортрет)PS.  Погиб друг Окского заповедника, участник проекта «Полет надежды» в 2002 году, замечательный человек Анжело д’Арриго.

 
   Анжело был окрыленной личностью и великим спортсменом. Всю свою жизнь он посвятил испытаниям возможностей человека при полетах на объектах сверхлегкой авиации, причем все испытания проводил на себе. На безмоторных аппаратах Анжело пролетал над Сахарой и Средиземным морем. Неоднократный чемпион мира по дельтапланеризму, он постоянно подвергал свою жизнь смертельной опасности, много раз получал тяжелые травмы и переломы, но восстанавливался и продолжал заниматься любимым делом. Летал даже в инвалидном кресле после травмы позвоночника. После того, как воспитал и обучил к полетам с дельтапланом орла, Анжело был привлечен к участию в проекте восстановления стерха с помощью сверхлегкой авиации. Начальная стадия проекта проходила на территории нашего заповедника.


   Однако свой последний полет Анжело совершил не на своем дельтаплане. Спортивный двухместный самолет, пилотируемый его коллегой, упал с высоты 200 метров во время неудачного виража. Это случилось в Италии 26 марта 2006 года.


Анжело д’Арриго ушел из жизни полным сил и планов человеком. Все, кто знал этого героического пилота и обаятельного человека, его не забудут.



официальный сайт Анжело д'Арриго



Сотрудники Питомника Редких Видов Журавлей при Окском Государственном Биосферном Заповеднике