Перейти к публикации
Irinkaa

О чем чирикают птицы.

Рекомендованные сообщения

Irinkaa

Чтобы научиться правильно петь, большинству воробьиных птиц нужен учитель. Кроме песен, птицы используют и более простые сигналы — «позывы», несущие очень разнообразную смысловую нагрузку. Позывы в основном запрограммированы генетически, однако для нормального развития системы позывов птенцам необходимо общение со сверстниками. Разнообразие позывов, способы и сроки их формирования в индивидуальном развитии сильно различаются у разных птиц.
Птицы отряда воробьиных, к которому относится почти две трети всех современных видов птиц, общаются между собой при помощи сложной системы звуковых сигналов. Принято выделять два основных типа сигналов: песни и позывы. Песни имеют сложную структуру и выполняют две основные функции: рекламную («участок занят») и функцию привлечения самки. Позывы — короткие, простые звуки, которые могут нести самую разную смысловую нагрузку.

 

В статье Ирины Рюриковны Бёме, профессора, доктор биологических наук, рассматривается проблема формирования звуковых сигналов, в первую очередь позывов, в ходе индивидуального развития. Эта проблема начала всерьез исследоваться в середине XX столетия. Результаты первых экспериментов говорили о том, что песня обычно формируется в результате обучения, тогда как позывы развиваются сами собой, то есть являются генетически запрограммированными. Впрочем, это общее правило не имеет абсолютного характера. Птенцы, выращенные в изоляции, обычно вырабатывают без всякого обучения вполне «правильную» систему позывов, характерную для данного вида, однако для полного развития некоторых позывов у отдельных видов обучение все-таки необходимо.
С песней тоже не всё так просто: в ней есть как генетически обусловленные элементы, так и приобретенные, сохраняющиеся в популяции благодаря «культурному наследованию». У многих видов подотряда кричащих воробьиных нормальная песня формируется без всякого обучения.
Птенцы певчих птиц, выращенные в изоляции, тоже поют, но «неправильно». Для выработки «правильной» видовой песни птенцам одних видов достаточно прослушивания магнитофонной записи поющего взрослого самца своего вида, другим необходим живой учитель.
2042.jpg

 

В развитии песни выделяется несколько этапов. Ранние птенцовые позывы объединяются в «осеннюю подпесню», которая затем претерпевает изменения в течение нескольких месяцев: в нее включаются отдельные фразы из видовой песни, которые молодой самец заимствует у взрослых птиц («репетиционная песня»). На этом этапе могут заимствоваться элементы песен других видов.
Наконец, происходит «кристаллизация» песни, когда из нее удаляется все лишнее, в том числе все заимствования, и формируется нормальная видовая песня, которая в дальнейшем уже не меняется. Впрочем, у некоторых видов (чижа, канарейки, скворца) способность к обучению сохраняется в течение всей жизни.
Развитие позывов изучено хуже. Различают пять основных категорий позывов: пищевые, контактные (служат для общения птенцов и взрослых стайных птиц), тревоги и агрессии, комфортные (выражают комфортное состояние птицы) и токовые (брачные сигналы).
Ирина Рюриковна Бёме выделяет пять этапов формирования позывов в индивидуальном развитии.
1) Раннегнездовой этап — от вылупления птенца до того момента, когда он начинает видеть (до включения зрительного анализатора). В это время у птенца имеется один-единственный позыв «пищевой 1», который является единственным ответом на все внутренние и внешние раздражители.
2) Позднегнездовой этап. Появляется новый, более вариабельный позыв выпрашивания пищи — «пищевой 2». На его основе начинают формироваться разнообразные «взрослые» позывы.
3) Послегнездовой этап — от оставления гнезда до перехода к самостоятельной жизни. Довольно быстро (за 1–3 месяца) полностью формируется большинство видовых позывов. «Детские» позывы исчезают из репертуара.
4) Осенний этап приурочен к осенней линьке и первому перелету к местам зимовки. Сокращается употребление комфортных позывов, чаще используются агрессивные. Формируется «осенняя подпесня». Для большинства видов формирование системы позывов на этом завершается.
5) Весенний этап — начало первого брачного периода. Резко повышается вокальная активность, у некоторых видов формируются новые оборонительные позывы.
1308.jpg

 

Ирина Рюриковна Бёме экспериментально показала, что для нормального развития большинства позывов птенцам не требуются взрослые учителя, но необходимо общение со сверстниками. Если выращивать вместе 2-3 птенцов, система позывов у них формируется нормально.
Однако у выращенных в одиночестве птенцов меняются сроки формирования сигналов, а некоторые позывы не развиваются совсем. Такие птенцы часто начинают подражать звукам, которые издает заботящийся о них человек.
1341.jpg

 

Автор также установил, что в ходе индивидуального развития позывы могут формироваться вне всякой связи друг с другом («независимый» тип развития), а могут развиваться одни из других («преемственный» тип). В последнем случае основой для формирования большинства «взрослых» позывов служит позыв «пищевой 2», довольно сложный и разнообразный. Он может включать в себя «зачатки» основных компонентов взрослого акустического репертуара. В дальнейшем эти элементы преобразуются в самостоятельные сигналы, имеющие четкую смысловую нагрузку.
И. Р. Бёме особо выделяет «взрывной» путь развития позывов, характерный для синиц. В этом случае ранние птенцовые позывы развиваются по «преемственному» типу, а затем очень быстро (за 1-2 недели) появляется весь взрослый репертуар, причем одни позывы образуются по «преемственному», другие — по «независимому» типу.
1674.jpg

 

В заключительной части статьи автор И. Р. Бёме попыталась использовать признаки формирования звуковых сигналов для уточнения родственных связей между восемью семействами (славки, мухоловки, дрозды, овсянки, вьюрки, скворцы, иволги, синицы). При этом она использовала такие признаки, как развитие системы позывов по независимому, преемственному или взрывному типу, сроки формирования репертуара позывов, формирование песни без обучения и т. д.
Получившееся эволюционное древо показало близость дроздов к мухоловкам, вьюрков — к овсянкам и славкам, скворцов — к иволгам, а синицы стоят особняком (курсивом выделены элементы, совпадающие с классическими представлениями, основанными на морфологии).
Автор приходит к выводу, что особенности формирования позывов и песен в индивидуальном развитии вполне можно использовать, наряду с другими признаками, для уточнения родственных отношений между птицами, особенно на уровне родов и видов.
1139.jpg

 

3516.jpg

 

3430.jpg

 

3035.jpg

 

Материал http://elementy.ru/
Автор Александр Марков. По статье: И. Р. Бёме "Формирование вокализации воробьиных птиц (Passeriformes) в онтогенезе. Современное состояние проблемы".
Фото www.floranimal.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.




×
×
  • Создать...
© MyBirds.ru, 2003 - 2021

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.