Перейти к публикации

О несчастных и счастливых, о добре и зле

  • записи
    184
  • комментариев
    309
  • просмотров
    105 128

Прогулки по Уралу. Чусовая. Боец Олений

Птица Феникс

251 просмотр

Все началось при Петре I.

 

Жил-был в городе Туле талантливый кузнец Никита Демидович Антуфьев. Работал он на тульском оружейном заводе. Ружья, изготавливаемые им, по качеству не уступали заграничным, а стоили дешевле. Слава о мастерстве тульского кузнеца дошла до Петра I. Сначала царь сделал Антуфьева поставщиком оружия для русских войск. Потом передал ему в собственность некоторые земли, расположенные рядом с Тулой. А затем отдал несколько заводов на Урале. Заодно Петр I сменил кузнецу фамилию с Антуфьева на Демидова. Новоиспеченный Никита Демидович Демидов поначалу на Урал не поехал, а отправил туда своего сына - Акинфия Никитича Демидова.

 

Акинфий Никитич в отца пошел, тоже оказался весьма талантлив. "И фальшивые монеты здесь Демидов шлепал где-то. И, играючи, за это покупал весь белый свет." (Александр Новиков).

 

Сначала Акинфий Никитич управлял Невьянскими заводами. По легенде фальшивые деньги Демидов "шлепал" в подвале "падающей" Невьянской башни, но на самом деле полностью достоверных доказательств, что сие имело место быть, не существует. До сих пор точно не известно, был ли вообще Демидов фальшивомонетчиком. Зато Акинфий Никитич построил на Урале с десяток заводов и восстановил судоходный путь по Чусовой, когда-то открытый Ермаком. Начиная с 1731 года, по Чусовой пошли так называемые "железные караваны" (или "чусовские караваны"), доставлявшие в Санкт-Петербург медь и железо, производимые на Уральских заводах.

 

Вообще, Чусовая - неглубокая река. Поэтому в путь караваны отправлялись весной, по высокой воде, как только Чусовая вскрывалась ото льда. Груз переправляли на плоскодонных барках. Для снаряжения караванов на Чусовой были построены пристани. Одни из них принадлежали Демидовым, другие - казне. Демидовская пристань находилась, например, в деревне Курье (Староуткинск), а казенная - в деревне Усть-Утке.

 

Став главной водной артерией Урала, Чусовая начала быстро обрастать деревнями. По направлению к ней начали прокладывать дороги. Так был построен Висимский тракт (сейчас он называется Старо-Висимским), проходящий буквально в паре километров от озера Бездонного. Он соединил поселок Висимо-Уткинск, расположенный на сплавной реке Межевой Утке (приток Чусовой), и город Нижний Тагил. Тракт был прорублен через Уральскую тайгу в виде прямой, как стрела, просеки. Его протяженность составляет 40 км. По этому тракту на запад отправлялось железо, производимое Уральскими заводами.

 

Старо-Висимским трактом пользовались до 1917 года, потом построили новую дорогу. Сейчас по Старо-Висимскому тракту уже невозможно проехать. На современных картах он обозначается, как обозначаются лесные дороги - пунктирной линией. Но, несмотря на это, найти его на карте очень просто. Прямая, как стрела, пунктирная линия, соединяющая Нижний Тагил и Висимо-Уткинск - это и есть Старо-Висимский тракт. И хоть от мостов через реки остались только бревна, а некогда оживленная дорога превратилась в таежную просеку, свое название тракт сохранил и по сей день. Старо-Висимский тракт - один из туристических маршрутов Урала.

 

Ежегодно, с наступлением половодья, со всех Уральских заводов к Чусовским пристаням отправлялись груженные металлом обозы. На пристанях железо перегружалось на барки и по Чусовой отправлялось в Европу. Вести "железный караван" дозволялось только очень опытным людям. Чусовая и летом-то, когда ее можно спокойно перейти в брод, богата неприятными сюрпризами в виде перекатов и подводных камней. Весной же она вообще становится очень опасной. Бывали годы, когда за одну весну о скалы разбивалось несколько десятков барок и гибло более сотни людей. Именно тогда самые опасные скалы на Чусовой стали называть "бойцами".

 

Время шло. XX век, ознаменовавшийся строительством автомагистралей и железных дорог, "освободил" Чусовую от "выполняемых" ею функций по доставке продукции Уральских заводов в другие регионы страны. Из-за неудачного (или, наоборот, удачного?) расположения Чусовой на окраине Свердловской области, вдали от крупных, экономически важных населенных пунктов, ко многим деревням, расположенным на ее берегах, до сих пор не построены асфальтированные дороги. Добраться туда можно только многокилометровыми грунтовками. Правда, эти грунтовки весьма и весьма приличные. Мы на нашей "пятерке" ездим по ним со скоростью 80 км/ч. Иномарки-пузотерки тоже нормально проезжают. Однако, я очень сомневаюсь, что в эти деревни ходит хоть какой-нибудь общественный транспорт. По крайней мере, автобусных остановок я не видела.

 

Чусовая, перестав быть транспортной артерией Урала, превратилась в уникальный туристический объект. Тайга и скалы, украшаюшие ее берега, делают эту реку весьма привлекательной для отдыха и сплавов. Территории, прилежащие к Чусовой и некоторым ее притокам, выделены в природный парк, охраняемый государством. Многие скалы на Чусовой являются археологическими и ботаническими памятниками природы. На них растут уникальные растения, занесенные в Красную книгу. В них есть гроты и пещеры, в которых были обнаружены следы пребывания древнего человека.

 

Скалы на Чусовой называются "камнями". Но особо опасные камни так и продолжают называть "бойцами", как это повелось еще в демидовские времена. Т.к. Чусовая используется для туристических сплавов, почти на каждом камне есть табличка с его названием и километражом.

 

Урочище Кашка. Расположено на месте впадения реки Кашки в реку Чусовую. Где-то здесь (точно не знаю, где) раньше находилась пристань Кашка. Теперь этой деревни не существует.

[attachmentid=7146][attachmentid=7147]

 

Боец Олений, который мы поехали посмотреть, располагается на Чусовой рядом с деревней Еквой (Буква "Е" - как "елка" и "ежик"). Ширина Чусовой рядом с Еквой - 100 м. Глубина небольшая. Сейчас реку можно спокойно перейти в брод (в болотниках).

 

Деревня Еква находится на месте впадения в реку Чусовую реки Еквы. Когда-то это была большая деревня с магазином, больницей и почтой. Теперь здесь осталось всего несколько домов, остальные разрушены.

 

Кроме Оленьего камня недалеко от Еквы есть еще одна скала - Вогулинская гора (вогулы - это те же манси). На фото видно, как мимо скалы плывут сплавщики.

[attachmentid=7148]

 

Боец Олений. Высота 70 м. Протяженность, по-моему, около километра.

По легенде, с этого камня бросился вниз олень, загнанный охотниками. Но существует так же версия, что камень назван по фамилии Ермака - Аленин.

На первой фотографии мимо скалы плывет лодка, на второй - к скале подъезжает машина.

[attachmentid=7143][attachmentid=7144]

 

Виды с Оленьего Камня. На 1-ой, 2-ой, 4-ой, 8-ой, 9-ой фотографиях видно сплавщиков.

[attachmentid=7142][attachmentid=7140][attachmentid=7141]

[attachmentid=7139][attachmentid=7138][attachmentid=7137]

[attachmentid=7135][attachmentid=7145]

[attachmentid=7136]

 

Сусак зонтичный

[attachmentid=7149][attachmentid=7150][attachmentid=7151]

 

Кровохлебка

[attachmentid=7152]

 

Траурница и синие стрекозы

[attachmentid=7153][attachmentid=7154]

 

Деревня Усть-Утка.

Бывшая пристань. Располагается на месте впадения реки Межевой Утки в реку Чусовую. (Межевая Утка - это та самая река, где мы застряли в броде, пытаясь пробраться к озеру Бездонному). Межевая Утка называется "Межевой", потому что по этой реке проходила граница владений Демидовых и Строгановых.

[attachmentid=7160]

 

Поселок Висимо-Уткинск.

Основан в 1771 году Акинфием Демидовым на реке Межевой Утке. Висимо-Уткинский завод занимался обработкой железа, изготавливаемого Висимо-Шайтанским заводом, находящимся в поселке Висим. Для снабжения завода водой на Межевой Утке была возведена плотина, благодаря которой образовался большой, глубокий и очень живописный Висимо-Уткинский пруд.

 

В 1896 году от Нижнего Тагила до Висимо-Уткинска, через Черноисточинск и Висим, была построена железная дорога. Именно по этой узкокалейке я и гуляла в Висиме, фотографируя цветы и птичек.

Висимо-Уткинск мне не понравился. Неприятно поразило то, что в нем уничтожили всю старину. Церковь разрушена. На месте завода стоит лесопилка, здание которой имеет вполне современную архитектуру. Историческая узкокалейка снесена напрочь. В том здании, которое по моим предположениям, служило когда-то железнодорожной станцией, размещается магазин. В нем я со скуки купила себе мороженное.

[attachmentid=7166][attachmentid=7167][attachmentid=7169]

[attachmentid=7163][attachmentid=7164][attachmentid=7165]

 

Висимо-Уткинская плотина. Это еще "демидовская" кладка.

[attachmentid=7161][attachmentid=7168]

 

Трясогузки. Очень я их люблю.

[attachmentid=7155][attachmentid=7156][attachmentid=7157]

 

Сороки

[attachmentid=7158][attachmentid=7159]

blog-5890-1218115531_thumb.jpg

blog-5890-1218115548_thumb.jpg

blog-5890-1218115564_thumb.jpg

blog-5890-1218115577_thumb.jpg

blog-5890-1218115595_thumb.jpg

blog-5890-1218115606_thumb.jpg

blog-5890-1218115615_thumb.jpg

blog-5890-1218115631_thumb.jpg

blog-5890-1218115639_thumb.jpg

blog-5890-1218115647_thumb.jpg

blog-5890-1218187403_thumb.jpg

blog-5890-1218187415_thumb.jpg

blog-5890-1218187424_thumb.jpg

blog-5890-1218187527_thumb.jpg

blog-5890-1218187695_thumb.jpg

blog-5890-1218187703_thumb.jpg

blog-5890-1218187712_thumb.jpg

blog-5890-1218187722_thumb.jpg

blog-5890-1218187733_thumb.jpg

blog-5890-1218194716_thumb.jpg

blog-5890-1218194820_thumb.jpg

blog-5890-1218194833_thumb.jpg

blog-5890-1218194841_thumb.jpg

blog-5890-1218194915_thumb.jpg

blog-5890-1218194922_thumb.jpg

blog-5890-1218195035_thumb.jpg

blog-5890-1218198082_thumb.jpg

blog-5890-1218198147_thumb.jpg

blog-5890-1218198155_thumb.jpg

blog-5890-1218198173_thumb.jpg

blog-5890-1218198242_thumb.jpg

blog-5890-1218198252_thumb.jpg

blog-5890-1218198347_thumb.jpg

blog-5890-1218198418_thumb.jpg



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения


×
×
  • Создать...
© MyBirds.ru, 2003 - 2017

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.